Изучение философских вопросов и воззрений, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества достаточно актуально. Именно в старшем школьном возрасте формируется самосознание подростка, появляется чувство неповторимости, индивидуальности, формируются профессиональные и познавательные интересы.
Философская беседа как способ формирования мировоззренческих позиций имеет своей целью ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, положениями в области этики и эстетики, а также осуществление процесса формирования духовной основы для мудрого и высоконравственного поведения человека в будущем. Общеизвестно, что процесс осмысления философских категорий школьниками является многотрудным, т.к. обучающийся учится не только размышлять о многогранности повседневной жизни и свойствах человеческого характера, но и существенно уточнять восприятие и оценку всего окружающего мира.
Проводимые в нашей школе уже пятый год литературно – философские чтения под названием «Сократовские беседы» направлены на достижение именно этих целей. Традиционно к проведению «Сократовских бесед» приглашаются ученики 9-11 классов, но иногда, как и в этом году, к числу участников присоединяются и более младшие подростки, заинтересованные в проблемных диалогах.
Предметом философских споров этого года стали такие темы, как «Проблема инфантильности в современном обществе», «Философия мироздания в греческой мифологии», «Мировые болезни – кара Господня или эволюционная неизбежность» и др. При этом наши ученики успешно привлекают в качестве доказательной базы своих философских представлений произведения русской художественной литературы. Поэтому неудивительно, что на «Сократовские беседы» 2025 года были вынесены такие темы, как «Концепция сверхчеловека в философии Ницше и ее отражение в русской литературе», «Человек на распутье: образы будущего на выставке «Русское невероятное» в центре «Зотов», «Архетип сада в русской литературе XIX – начале XX века как символическое воплощение исторических судеб России».
Проигравших на «Сократовских беседах» не бывает, поскольку философия не предполагает единственно – правильные или неправильные ответы. Однако, успешное участие старшеклассников в диалогах, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, привлекая для этого убедительные аргументы, яркость и зрелищность выступления определяют окончательный результат и выставление отметок членами жюри, в число которого входят учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, педагоги – организаторы и представители администрации школы.
В этом году лауреаты литературно-философских чтений «Сократовские беседы» распределились следующим образом:
Две работы были отмечены дипломами в различных номинациях:
Жюри конкурса благодарит его участников за заинтересованный диалог и руководителей проектов Вахитову О.В., Смехова М.Б., Серегину Ю.А., Ильину Л.П., Мерзликину О.Н. и Колпакову О.В. за подготовку школьников к участию в «Сократовских беседах» и оказание им содействия в философском осмыслении темы.