Философия – это путь достижения счастья посредством разума (Эпикур) 12.05.2025

Подведены итоги Пятых общешкольных литературно-философских чтений «Сократовские беседы»

Изучение философских вопросов и воззрений, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества достаточно актуально. Именно в старшем школьном возрасте формируется самосознание подростка, появляется чувство неповторимости, индивидуальности, формируются профессиональные и познавательные интересы.

Философская беседа как способ формирования мировоззренческих позиций имеет своей целью ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, положениями в области этики и эстетики, а также осуществление процесса формирования духовной основы для мудрого и высоконравственного поведения человека в будущем. Общеизвестно, что процесс осмысления философских категорий школьниками является многотрудным, т.к. обучающийся учится не только размышлять о многогранности повседневной жизни и свойствах человеческого характера, но и существенно уточнять восприятие и оценку всего окружающего мира.

Проводимые в нашей школе уже пятый год литературно – философские чтения под названием «Сократовские беседы» направлены на достижение именно этих целей. Традиционно к проведению «Сократовских бесед» приглашаются ученики 9-11 классов, но иногда, как и в этом году, к числу участников присоединяются и более младшие подростки, заинтересованные в проблемных диалогах.

Предметом философских споров этого года стали такие темы, как «Проблема инфантильности в современном обществе», «Философия мироздания в греческой мифологии», «Мировые болезни – кара Господня или эволюционная неизбежность» и др. При этом наши ученики успешно привлекают в качестве доказательной базы своих философских представлений произведения русской художественной литературы. Поэтому неудивительно, что на «Сократовские беседы» 2025 года были вынесены такие темы, как «Концепция сверхчеловека в философии Ницше и ее отражение в русской литературе», «Человек на распутье: образы будущего на выставке «Русское невероятное» в центре «Зотов», «Архетип сада в русской литературе XIX – начале XX века как символическое воплощение исторических судеб России».

Проигравших на «Сократовских беседах» не бывает, поскольку философия не предполагает единственно – правильные или неправильные ответы. Однако, успешное участие старшеклассников в диалогах, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, привлекая для этого убедительные аргументы, яркость и зрелищность выступления определяют окончательный результат и выставление отметок членами жюри, в число которого входят учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, педагоги – организаторы и представители администрации школы.


В этом году лауреаты литературно-философских чтений «Сократовские беседы» распределились следующим образом:

  • дипломами 1-й степени были отмечены выступления Екатерины А. (11 «Г» класс), Марка К. (10 «И» класс) и Амины И. (10 «А» класс);
  • дипломом 2-й степени было удостоено выступление Дианы М. (8 «К» класс).

Две работы были отмечены дипломами в различных номинациях:

  • групповое выступление Самиры Б., Марии З., Марии Ш. (10 «К» класс) – в номинации «За актуальность выбранной темы»;
  • групповое выступление Дарьи Ч. и Полины Д. (10 «К» класс) – в номинации «За раскрытие философского отношения к теме средствами литературного творчества».

Жюри конкурса благодарит его участников за заинтересованный диалог и руководителей проектов Вахитову О.В., Смехова М.Б., Серегину Ю.А., Ильину Л.П., Мерзликину О.Н. и Колпакову О.В. за подготовку школьников к участию в «Сократовских беседах» и оказание им содействия в философском осмыслении темы.